Принцип обучения по геодезии - Ареал

Статьи 61 

Принцип обучения по геодезии

11.02.2014

В связи с увеличением объёма самостоятельной работы у студентов, уменьшается число уроков в аудитории. Но усвояемый объём учебного материала остаётся прежним, причём не всю тематику можно усвоить самостоятельно. Вторая проблема - особенности планирования занятий в вузе. Нередко, особенно если число студентов большое (две академические группы), лекции запланированы всем одновременно, а на лабораторных уроках студенты делятся на маленькие группы в разные дни. Поэтому нельзя сначала читать только лекции, чтобы накопить теоретический багаж, на который можно опираться при выполнении лабораторных занятий. В начале приходится выбрать такие темы лабораторных работ, которых можно понять и решить, практически используя знания и навыки, усвоенные в школе. 

Объект и методика
Основная идея генетического обучения заключается в том, что реализуется связывание новых знаний с раннее приобретёнными знаниями и навыками, активизируя врождённое свойство человека думать и учиться. О генетическом обучении педагоги говорили задолго до немецкого учёного, педагога, математика и психолога М. Вагеншайна (Wagenschein). Идеи генетического обучения встречаются уже в работах Коменского (1657), Песталоцци (1804), Дюи (1915) и в наши дни в работах Рота (1970) (КбЬи1ет, 1987; Lбffler, 2001).
Методика заключается в следующем: опираясь на теорию генетического обучения, в частности на экземплярный принцип, автором произведён анализ показателей данного процесса относительно обучению геодезии. Эти принципы применены на практике на занятиях по геодезии.
генетический диалоговый экземплярный

Принципы генетического обучения
Есть три принципа генетического обучения, которые перекрываются между собой и одинаково равны по значению. Показатели генетического принципа:
• яркие примеры и интересное изложение учебного материала;
• активизирование на приключения, свершение открытий;
• познание с исторического начала до наших дней;
• выдвижение гипотез, задач и добиться их решения;
• учиться думать системно. Показатели диалогового принципа:
• критическое мышление;
• ясное, активное, свободное изложение идей, вопросов и ответов;
• сотрудничество для совместных задач, созданий идей и поиска решений;
• уважение различных мнений;
• внимательное прислушивание к оппоненту, чтобы понять его точку зрения. Показатели экземплярного принципа:
• экземпляры или центральные темы, вокруг которых группируются другие темы;
• выбирая темы - «мосты», связывать между собой экземпляры;
• выбирая экземпляры, учитывать и акцентировать междисциплинарность;
• выбирая экземпляры, учитывать возможность перехода от отдельной темы или примера на всеобъемлющие знания и навыки (Bimane, 2012).
Экземплярный принцип или метод обучения на примерах является одним из принципов, введённых М. Вагеншайном.
Используя экземплярный принцип, определяется историческое развитие геодезии и её связь с другими науками.
Выводы
Сущность экземплярного принципа относительно геодезии, изложенного выше, можно перенести и к другим предметам. Но тут очень важно именно преподавателям ориентироваться в сущности данного метода. Это значит совместное согласование тем лекций и лабораторных работ, что требует от преподавателя дополнительной работы.
Относительно геодезии, самые важные принципы экземплярного обучения являются:
• генетический принцип - изложение содержания путём связывания с исторического начала до реалий наших дней, выдвижение гипотез и задач, а также поиск их решений;
• диалоговый принцип - активное и конструктивное участие студентов в процессе обучения, сотрудничество в решении задач и в поиске решений;
• экземплярный принцип - выбор определённых характерных тем и лабораторных работ, тем самым разгружая учёбу и отказываясь от логической последовательности изложения материала (Bimane, 2012).
С помощью экземпляров - примеров (главных тем), которые выбирают из содержания геодезии, можно лучше усвоить сущность данного предмета, учитывая междисциплинарность наук, проблемное обучение и личностно - ориентированный подход.
Результаты
На занятиях по геодезии изложение теории осуществляется по последовательности тем, а лабораторные работы - по экземплярному принципу . Это значит, что в начале выбираются такие работы, при решении которых практически не нужны новые специфические знания и навыки. Поэтому, как правило, первыми даётся Вычисление координат теодолитного хода. Для решения этой задачи практически необходимы школьные знания и навыки по математике (в основном по геометрии). Кроме того, задача вычисления координат очень хорошо подходит как экземпляр или характерный пример, так как тут появляется возможность показать математическую основу геодезии и связь уже прежних знаний с геодезией. Экземплярами могут служить и другие лабораторные работы. Часть их являются переходными темами.

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ЭКЗЕМПЛЯРНОГО ПРИНЦИПА ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ НА УРОКАХ ГЕОДЕЗИИ

Инесе Бимане

Латвийский сельскохозяйственный университет, кафедра землеустройства и геодезии

Контактная информация